Сага об алкоголе

Сага об алкоголе

В жизни есть прописные истины, которые трудно оспорить. Помните в «Пятом элементе» — ветер дует, огонь горит, дождь идет… В медицине тоже водятся вроде бы незыблемые постулаты – курить вредно, алкоголь вреден, избыток веса вреден. Обо всех этих вредностях говорят во всех средствах массовой информации, но редко кто задумывается – а так ли это на самом деле?

А ведь если попробовать изучить вредности изнутри, причем углубиться туда, куда обычно не добираются телевизионные передачи и газетные публикации, можно найти очень много неожиданного. Иногда радикально меняющего представления о сути вещей.

Брызги шампанского

Про алкоголь большинству из нас известны две вещи: в больших количествах он приводит к алкоголизму, а бокал красного вина в день продлевает жизнь. На самом деле, ни одно, ни второе утверждение не являются верными.

С алкоголизмом все не так просто, как кажется на первый взгляд. В современной наркологии существуют как минимум пять групп гипотез, объясняющих возникновение алкогольной зависимости: биологические, генетические, психологические, поведенческие и социокультурные. В медицине существует железное правило – чем больше теорий, объясняющих формирование той или иной болезни, тем меньше шансов, что реальная причина станет известна в обозримом будущем.

Так случилось и с алкоголизмом. Факты свидетельствуют о том, что на земле есть люди, регулярно пьющие спиртное в особо крупных размерах, но, тем не менее, не являющиеся алкоголиками. Причем доживают они до солидного возраста – не так давно ученые подсчитали, что китаец Чжан Шу Цин, отметивший в этом году свой 100-летний юбилей, за свою жизнь выпил 15 тонн водки.

И наоборот, некоторым достаточно периодически нюхать пробку от шампанского, чтобы на всю жизнь стать рабом алкоголя. Почему так происходит – никто толком объяснить не может, несмотря на почти 30-тысячелетнее знакомство человечества со спиртными напитками.

Кто свою норму знает?

Медики сходятся только в одном – злоупотреблять не стоит. А что такое «злоупотреблять»? Где проходит та самая норма, перешагивать которую нельзя? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Если посмотреть в Британском медицинском журнале подборку исследований за последние 5 лет, то можно заметить, что размер того самого бокала вина, который якобы продлевает жизнь, колеблется от 30 до 250 мл вина. Причем нигде не оговаривается, какое именно это вино – столовое, десертное, крепленое, херес ли это или мадера, кагор или портвейн. А между тем, это всё очень разные напитки, оказывающие на организм иногда диаметрально противоположное воздействие.

Американский «дринк» — это 150 мл 12-градусного вина, 360 мл 5-градусного пива или 45 мл любого крепкого 40-градусного напитка. А если в вине 10 объемных процентов спирта? А в пиве 7? А в текиле 38? Как их считать? Сколько можно выпить в день, какое количество алкоголя считать безопасным для здоровья? Вопрос этот изучается более ста лет — первая работа (Cabot, R.C. The relation of alcohol to arterioscleroisis) была опубликована в журнале Американской медицинской ассоциации (Journal of the American Medical Association) еще в 1904 году. В конце-концов, американские ученые пришли к единому мнению — максимально безопасное потребление алкоголя — это не более 1-2 «дринков» в день для женщин и 3-4 – для мужчин. При этом, в алкогольной жизни человека, как и в половой, чрезвычайно важна регулярность. «Дринки» не обладают кумулятивным эффектом, то есть нельзя всю неделю соблюдать сухой закон, а в пятницу вечером выполнять и перевыполнять недельный план по уничтожению спиртного, как это частенько бывает в России.

Российская наркология всё переводит на водку. К умеренно пьющим причисляют людей, употребляющих 100-150 мл этого напитка (но не более 400 мл) 1-4 раза в месяц. То есть, если раз в неделю уничтожать почти полную бутылку водки, по отечественным канонам это будет считаться «умеренным» питиём. Не злоупотреблением. А если пересчитать на вино или пиво – объемы спиртного становятся устрашающими.

Почему такая неразбериха? Да всё, в общем-то, достаточно просто. Утилизация алкоголя в организме зависит от огромного количества переменных – начиная от уровня фермента алкогольдегидрогеназы и заканчивая сексуальным удовлетворением, полученным накануне вечером. Один и тот же человек в разные дни, выпив рюмку водки, может либо «уйти в штопор», либо вообще не почувствовать опьянения. Учесть колебания всех этих переменных невозможно. Поэтому и появляются некие усредненные величины, колеблющиеся в очень широких пределах.

Вино какой страны вы предпочитаете в это время суток?

Неоднократно появляются исследования, подчеркивающие исключительную полезность тех или иных спиртных напитков. Действительно, ведь вино, виски, пиво – всё это производится по разным технологиям и из разного сырья. Причем сырье – не химия какая, а самое что ни на есть растительное, натурального происхождения. Полезных веществ в нем – пруд пруди. Значит и в продуктах брожения такого сырья должно быть много чего для организма полезного.

Например, испанские ученые обнаружили в пиве значительное количество антиоксидантов, перекочевавших в этот напиток из хмеля. Аналогичные находки делались и в красном вине. И при этом полезные свойства отдельно взятых биохимических соединений в сознании обывателей непременно переносились на весь напиток в целом, не учитывая, что негативные эффекты этилового спирта сводят на нет любые позитивные поползновения со стороны других составляющих напитка.

Например, со стороны полифенолов. Именно с этими органическими соединениями связывают пользу красного вина. В 2007 году появилось исследование французских ученых из Университета Луи Пастера. Они сравнили содержание полифенолов в виноградном соке и в красном вине, полученном из того же сорта винограда. Результат получился сокрушительным для виноделов – и в вине, и в виноградном соке полифенолы обладали одинаковой активностью.

Результаты исследования были опубликованы в достаточно крупном журнале — Cardiovascular Research . На этом можно было бы поставить точку, и отказаться от вина, если бы не один небольшой факт, упомянутый в конце статьи. Дело в том, что спонсором ученых выступала компания-производитель виноградного сока, и теперь можно до бесконечности терзаться смутными сомнениями – то ли результаты просто совпали, то ли их подогнали под нужды тех, кто выделил грант.

Аналогичная ситуация и с коньяками, и с виски, и с водкой. Нет никаких значимых с медицинской точки зрения доказательств исключительности этих напитков. Да и состав примесей у разных сортов и видов, например, виски, очень сильно различается. Например, шотландский виски (также известный как «скотч») бывает зерновой, солодовый и смешанный, кроме того, большую роль играет место выращивания зерна и характеристика воды местных источников. Что это значит? Да то, что если кто-то и решит проводить исследования полезных свойств виски, ему придется отбирать группы любителей, например, «Белой лошади», «Джонни Уолкера», «Чивас Ригал» и т.д. И сравнивать их между собой и с любителями других спиртных напитков. Что нереально. Поэтому советы принимать «коньяк от головы» никогда не получат четкого научного обоснования.

Петушиные хвосты

По поводу происхождения коктейлей существует множество различных легенд, тем не менее, можно смело утверждать, что привычка смешивать в одном бокале несколько напитков, украшая и придавая полученному результату максимально привлекательный вид, родом из Америки. Сейчас в России сформировалась мода на коктейли, и популярность их находится где-то очень близко к пику.

С точки зрения тех, кто делает и пьет коктейли – всё замечательно. Стильный антураж, специальные бокалы, шейкеры, блендеры, бармен, жонглирующий всем этим как заправский фокусник, ну и, конечно же, сам результат – многоцветный и многослойный напиток в охлажденном стакане, украшенный ломтиком лайма или коктейльной вишенкой, с непременной соломинкой. Красиво и вкусно. Причем, действительно вкусно. Специалисты подбирают ингредиенты коктейлей таким образом, чтобы «тяжелые» напитки, как то водка или ром, пились легко и непринужденно, смягченные густым ликером или сливками. Плюс к этому обязательный лед, который охлаждает смесь. А всем известно, что холодная водка «идет» гораздо лучше теплой.

Однако в этой легкости кроется и основное коварство коктейлей. Начав их пробовать во время вечеринки, очень трудно остановиться. Опытным «застольщикам» также известно, что разные виды спиртного между собой лучше не мешать, во избежание тяжелого похмельного утра. Почему-то эти знания на коктейли не распространяются, хотя там перемешиваются и три, и четыре алкогольных ингредиента. И если не ограничиться одним бокалом (а кто им ограничивается), есть шанс получить на утро жесточайшую головную боль и прочие малоприятные проблемы, связанные с похмельным синдромом.

К тому же, «перебрать» коктейлями куда проще, чем текилой или вином. Ведь коктейли пьют через соломинку, а это значит, что интенсивное всасывание идет уже в ротовой полости. Вспомните знаменитый студенческий опыт с распитием бутылки водки наперстками. Среднему человеку хватит 8-10 наперстков, чтобы упиться «в хлам». К тому же, редко кто закусывает коктейли мясом или рыбой, а значит, и из желудочно-кишечного тракта поступление алкоголя в кровь идет очень быстро. Так что коктейли коктейлями, а меру все равно знать нужно.

Как рождаются сенсации

А откуда же берутся сенсации о чудодейственных свойствах «умеренных» доз алкоголя? Вот заголовки только некоторых новостей, появившихся на эту тему за пару последних недель:
«Умеренное количество алкоголя помогает пожилым женщинам прожить дольше»
«У умеренно пьющих снижена частота появления некоторых сердечных болезней»
«Умеренно пьющие реже заболевают раком почки»
«Алкоголь защищает от ревматоидного артрита»
«Вино спасает от маразма»

Давайте проследим, как рождаются подобные, мягко говоря, преувеличения на примере последней новости.

Суть в следующем: группа итальянских ученых из Национального центра эпидемиологии и профилактики заболеваний, Католического университета Пресвятого Сердца и Университета Бари опубликовала в майском номере журнала «Неврология» (Neurology) статью о связи употребления алкоголя и скорости эволюционирования легких когнитивных расстройств в старческую деменцию.

В течение трех с половиной лет они наблюдали 1566 человек в возрасте от 65 до 84 лет. Выяснилось, что у тех, кто выпивал менее 1 «дринка» в день, слабоумие развивалось медленнее, чем у тех, кто не пил вообще или пил более 1 «дринка». И вывод, который сделали ученые, более чем осторожен – алкоголь в количестве 1 «дринка» в день может замедлять развитие деменции у пациентов, страдающих легкими когнитивными расстройствами.

А может и не замедлять. Ученые подробно описали, что не учитывали многие другие факторы, влияющие на прогрессирование болезни. Возможно, что умеренное потребление спиртного – это всего лишь следствие хорошего образования, воспитания и следование принципам здорового питания и активного образа жизни. Что само по себе благотворно влияет и на мозговое кровообращение, и на общее самочувствие, и на высшую нервную деятельность. Кроме того, если в таком возрасте человек пьет спиртное, значит он не принимает сильнодействующих лекарств (которые с алкоголем не совместимы) и, следовательно, не страдает какими-то другими серьезными заболеваниями.

И ведь самое главное, деменция всё равно развивалась. Да, более медленными темпами, но развивалась. То есть никоим образом вино от маразма не спасает.

Все «алкогольные» исследования с участием человека носят исключительно наблюдательный характер. То есть ученые могут только констатировать, что человек пьет столько-то. И не могут заставить его или кого-то из контрольной группы выпить требуемое для эксперимента количество спиртного. Лабораторные исследования на животных дают общее представление о происходящих процессах, но перенести результаты напрямую на человека не получается – вспомните о множестве переменных, влияющих на развитие опьянения.

Но вся осторожность выводов и многослойность оговорок заканчивается на уровне научных журналов. Чем более желтый оттенок имеет средство массовой информации, перепечатывающее подобную новость, тем смелее и категоричнее становятся заголовки, ведь нужно привлекать читателей. И по дороге теряется, а то и извращается до неузнаваемости суть исследования. И как профессор Преображенский категорически не советовал своим пациентам читать советских газет перед обедом, так и нашим читателям можно посоветовать не доверять громким «алкогольным» сенсациям в бульварной прессе или на страницах интернет-СМИ.

Ученые тоже ошибаются

Некоторые сенсации рождаются просто как следствие ошибок или небрежностей в выборе методов исследования, оценки полученных результатов и т.п. В 2006 году Британский медицинский журнал проанализировал 54 исследования за последние 38 лет, результаты которых свидетельствовали о тех или иных преимуществах умеренного потребления алкоголя.

Подавляющее большинство исследований можно смело отправлять в мусорную корзину. Дело в том, что в них достаточно вольно определяются «непьющие» люди, с которыми сравниваются «умеренно пьющие». Например, в когорту трезвенников зачисляли завязавших алкоголиков или людей, длительное время употреблявших алкоголь, но потом значительно сокративших дозы по причине того или иного заболевания. Только в семи случаях группа «непьющих» была подобрана корректно, и именно в этих исследованиях не было обнаружено никаких различий в летальности при той или иной патологии между умеренно пьющими и воздерживающимися от спиртного. Зато в оставшихся исследованиях, несущих в себе «ошибку трезвенника», просматривался явный защитный эффект небольших доз алкоголя. Что неудивительно – по сути, умеренно пьющие за свою жизнь выпили значительно меньше спиртного, чем «трезвенники».

Между прочим, подобными «вольностями» в подборе исследуемых грешили и в XX веке – в 1989 году в другом авторитетнейшем медицинском журнале — The Lancet — был опубликован аналогичный анализ точно с такими же выводами.

Нельзя забывать и о таком явлении, как спонсорские, «заказные» исследования. Если уж солидные рецензируемые журналы пропускают некорректные с точки зрения доказательности материалы, то что говорить об изданиях рангом пониже, где необходимые результаты попросту покупаются заинтересованными сторонами, например, производителями тех или иных спиртных напитков. Или ассоциацией производителей. Потом псевдосенсация раздувается и через немедицинские средства массовой информации, что приводит к выгодному для заказчика информационному воздействию на целевую аудиторию.

Французский парадокс

«Старых любителей вина больше, чем старых врачей», — говорят французы. При этом они не очень-то ограничивают себя в жирном и сладком, да и по потреблению вина (именно вина, а не спиртного вообще) Франция уверенно удерживает лидирующее место в мире.

А вот «сердечников» среди французов в несколько раз меньше, чем среди других европейцев и уж тем более американцев. Для сравнения, смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 100000 населения в 1990 году в Англии и Уэльсе была 448 (мужчины) и 167 (женщины), в Греции – 218 и 69, в Италии – 193 и 59, а во Франции – всего 101 и 32.

Научно обоснованного объяснения этому феномену пока не существует, но несколько «мыслей по поводу» имеется.

Прежде всего, прослеживается четкая вертикаль «север – юг». Скандинавы и британцы лидируют по сердечным заболеваниям, итальянцы и французы замыкают список. Очень распространено мнение о благотворном влиянии средиземноморской диеты – оливковое масло, фрукты-овощи и рыба. Но в центре и на севере Франции вовсю едят жирные сыры, мясо и выпечку. При этом проблем с сердцем у них не больше, чем в целом по стране.

Еще одно очень распространенное мнение – это профилактическое воздействие вина, а точнее красных его разновидностей, чрезвычайно популярных во Франции. Красному вину приписываются антиатерогенные и многие другие свойства, даже ответственные за это биохимические вещества найдены – полифенолы. Но потребление алкоголя вообще и вина в частности за последние 10 лет во Франции снижается. А «сердечная» смертность не растет. Кроме того, появляется все больше исследований, подтверждающих отсутствие влияния вида потребляемого алкогольного напитка на эпидемиологию тех или иных хронических заболеваний.

Так что истинная суть французского парадокса, скорее всего, будет скрыта где-то в социально-культурных корнях, не исключено, что и генетика скажет свое веское слово. А вот алкоголь останется не у дел.

Рецепт на алкоголь

Ни в один стандарт лечения алкоголь не входит. То есть врач не может выписать рецепт на бутылку Шато Лафит. Тем не менее, некоторые врачи некоторым своим пациентам рекомендуют красное вино (другие напитки – значительно реже). Например, его определенно советуют при железодефицитной анемии, а также при снижении аппетита.

Чем руководствуются такие врачи? Скорее всего, собственными практическим опытом и своими наблюдениями, не более того. Действительно, антристрессовое действие небольшого количества алкоголя известно. И если пациент напряжен и тревожен, не исключено, что бокал хорошего вина поднимает ему настроение и поможет расслабиться.

Впрочем, тут нужно мастерство диагноста, чтобы определить тех пациентов, которых алкоголь наоборот может загнать в депрессию. Да и далеко не при всех заболеваниях можно рекомендовать даже сухое вино. Например, язвенная болезнь является прямым показанием к исключительно трезвому образу жизни. Впрочем, как и гастрит с повышенной секрецией.

Беременность хоть и не относится к патологическим состояниям, но с алкоголем тоже никак не сочетается. Нервная система развивающегося плода особенно чувствительна к токсическому действию этанола. И даже плацента совершенно свободно пропускает через себя весь алкоголь, выпитый будущей матерью.

Противопоказан алкоголь и при проблемах с печенью, поджелудочной железой и почками, об этом теперь даже пишут на этикетках. Как и о заболеваниях центральной нервной системы, последствиях черепно-мозговых травм.

Получается, для того, чтобы пить алкоголь «для здоровья», нужно изначально иметь очень хорошо работающий организм.

Пить или не пить?

А вот этот вопрос должен каждый решать для себя сам. В В XVI веке знаменитый врач и естествоиспытатель Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм, более известный как Парацельс, сказал замечательную фразу: «Всё есть яд, и всё есть лекарство – важна лишь доза». Алкоголь – замечательная иллюстрация к этому афоризму. Спиртовые настойки лекарственных растений, принимаемые каплями – замечательное лекарство, а 33%-ный спирт, вводимый внутривенно, спасает при некоторых тяжелых отравлениях, например, метанолом. А большие дозы этанола могут привести к коме и остановке дыхания и сердца.

«Норма» потребления алкоголя – где-то посередине, только вот определить ее каждый для себя может только опытным путем. Главное в этом деле – не увлечься. Тут вступает в силу очень модная сейчас на Западе концепция «ответственного пития». То есть человек знает, как на него действует алкоголь, отдает себе отчет в возможных последствиях и действует осознанно.

А вот чего не стоит делать определенно – так это начинать пить исключительно из лечебно-профилактических соображений. Неважно, вино это будет, коньяк или пиво. Ведь, как мы только что убедились, слухи о полезности алкоголя несколько преувеличены. А не то потом придется оставшуюся половину жизни потратить на лечение алкоголизма.

Автор: Алексей Водовозов