Близким людям алкоголиков рекомендуется быть не жестокими, но жесткими

Близким людям алкоголиков рекомендуется быть не жестокими, но жесткими

Жил человек себе, жил, и вдруг, запил. Случается это не просто так – не на пустом месте. В этом случае рука помощи – не фигуральное выражение, и она должна быть протянута неравнодушными.  Пить начинают, чтобы получить новые эмоции – веселье, забвение, спокойствие… Хоть на время, хоть полчаса.


Помогите бросить пить своим близким людям, без посторонней помощи им не справиться

Человек чувствует себя уязвимым и слабым. Он особенно рискует стать зависимым от алкоголя, когда переживает стресс, депрессивное или тревожное состояние.

Виновата семья?

Случается, к дружбе со стаканом подталкивают родственники. Конечно, не намеренно. У человека вроде и выхода не остается: вокруг одни обвинения, упреки, скандал за скандалом. За что-то хвалят и поощряют крайне редко (если поощряют вообще). Все хорошее воспринимается как должное, негатив раздувается до вселенских масштабов… Есть ощущение недолюбленности, недоуважаемости, а алкоголь повышает чувство собственной значимости…

Две крайности

Есть люди, у которых спиртное перерабатывается быстрей, чем у других, и они считают, что им нужно выпить больше, чтобы почувствовать себя «навеселе». Кто-то уверен: раз меня «не берет», не грех еще добавить. Стоит ли говорить, что такое поведение – путь в алкоголизм и, тем самым, в клинику лечения алкоголизма. Плохо и когда от одной рюмки хмелеют, и начинают чуть ли не каждый день позволять себе расслабиться. Это опять же угроза зависимости.  В общем, обе крайности «не есть хорошо». Выпил 20-30 грамм – лицо порозовело, захмелел, и противоположное – когда «ни в одном глазу» от пол-литра.

Выпил: поет или бьет?

Другой момент – особенности опьянения. Обычному человеку алкоголь приносит радость. Но если вместо эйфории и удовольствия он испытывает злость, раздражение, агрессию или у него появляется гиперподозрительность, это говорит о том, что спиртное либо обостряет какие-то скрытые черты характера, либо делает человека чрезмерно уязвимым.

Через сколько лет зависим?

Взрослый человек становится зависимым от алкоголя в течение 5-10-ти лет. И все это время, как правило, он находится в прекрасном состоянии духа. И неважно, что, выпив больше положенного, периодически нехорошо себя чувствует. Он все равно продолжает считать себя здоровым и полноценным. Здесь растянутый во времени процесс зависимости делает человека менее восприимчивым к тому, что с ним происходит. Многие уверены, что проблемы нет вообще: захочу бросить пить – брошу! 

Капитуляция и «белый флаг»

Есть такой общий постулат: если болезнь телесная, надо идти к врачу (терапевту, наркологу, физиотерапевту и пр.), если нервная – к психотерапевту, если душевная – к священнику. В общем-то, это и есть три пути человека зависимого.

Обычно что-то ему советуют родные: одни говорят – иди к доктору, другие – прислушайся к советам батюшки. Сам же он прежде обращает внимание на свое физическое состояние: на то, что с утра болит голова, ему плохо – «мутит», тело ломит, могут быть проблемы с желудком. Потому он скорее пойдет к доктору, который займется исцелением его физического состояния – наркологу. И только после обратится к тому специалисту, который исправит что-то в его поведении и восприятии. Это и будет врач-психотерапевт. При алкоголизме лечение психотерапией имеет очень важное значение.

Однако слово «психотерапия» вызывает у многих беспокойство и страх, – прежде всего, что врач поставит на учет. Это заблуждение! Психотерапевты – специалисты, которые большей частью занимаются людьми психически адекватными, но имеющими на сей момент какие-то проблемы невротического характера, например, тревожное или депрессивное расстройство. Тем более что доктор никогда не ставит на учет: его помощь – не психиатрическая служба.

Наконец, третий, этап духовного исцеления – обращение к различным видам религиозной помощи.

Человек начинает посещать церковь, исповедаться. Это большая духовная поддержка. К ней же относится общение в группах анонимных алкоголиков, где люди всячески поддерживают друг друга. И такая практика есть в большинстве стран мира.

Получаются такие вот три ступени лестницы на пути к здоровью: нарколог – психотерапевт-духовник (как альтернатива: общество анонимных алкоголиков). В Беларуси этому обществу более 15-ти лет. Группы – их более 100 – существуют по всей стране. И только в столице их около 10-ти.

Основная их особенность – бесплатный и анонимный характер. Посещать группы можно так часто, как сам человек считает нужным – никакого принуждения или обязательного «расписания» нет.

К примеру, можно присоединиться к группе, которая собирается в Красном костеле или в Центре доверия «Надежда и исцеление» по адресу пр. Независимости, 58, тел.: +375 17 293-94-19. Здесь люди не только получают психологическую помощь и поддержку – они оказывают ее другим людям, которых также коснулась проблема как бросить пить спиртное. Для них это также значимо: сам факт взаимопомощи является одним из этапов их выздоровления.

Не жестокие – жесткие!

Близкие люди алкоголиков на самом деле должны быть именно такими. Обычно же родственники, с одной стороны, испытывают некую жалость, с другой – раздражение на то, что человек, несмотря на сотни своих обещаний, продолжает вести себя по-прежнему.

Вообще жалость и попытки быть спасителем должны пресекаться. Они не продуктивны. Человек должен лечиться. Алкоголик болеет болезнью (тавтология здесь уместна), и «спасение» в этой ситуации только усугубит его состояние.

Часто близкие не делают попыток привести больного к врачам либо психологам, психотерапевтам. Они просто звонят на работу, придумывают повод отпросить пьющего родственника, сочиняя разные небылицы, отдают его долги и продолжают «выручать» в том же духе!

И когда говорят, что алкоголики – лжецы и обманщики, то же можно сказать о людях, с которыми они живут. Допустим, жена, живущая с пьющим мужем, ни единожды обещала, так как заставить мужа бросить пить хотела: еще раз придешь нетрезвым – подам на развод. Но никаких попыток к расторжению брака не принимала. Что это, как не ложь, которую каждый раз слышал пьющий? Родственники не выполняют своих угроз и обещаний – все из жалости и «лучших побуждений», и тем самым они исподволь поощряют пьющего.

Если же проявлять жесткость (не жестокость!), не просто декларировать лозунги-угрозы, но и быть верным тому, о чем говорите (просто не бросать слова на ветер), это может помочь зависимому изменить себя и обратиться за реальной помощью.

Случаев, когда человек вытаскивал себя сам из трясины алкоголя, как барон Мюнхаузен за косичку, к сожалению не так уж много – что-то около 10%. Остальные нуждаются в помощи. Но опять же не в жалости, потакании и «защите» окружающих.

Совесть есть? Давите!

Что еще нужно знать родственникам?  Есть несколько типов уговоров, которые не имеют влияния и силы. Однозначно не имеют смысла «угрозы», связанные с рассказом о том, что в данный момент человек не испытывает. К примеру, мать пытается достучаться до сына: «….будешь пить – заработаешь цирроз – это ж путь в могилу!» Совершенно бессмысленные слова для человека, у которого до этого не было никаких проблем со здоровьем.

И в принципе говорить о вреде алкоголя с тем, кому он приносит «пользу» – расслабление, эйфорию, большое удовольствие – не имеет смысла.

Что имеет? Разговоры, направленные на четкое изложение – без обвинений, без угроз – о том, что человек делает, и о том, как это сказывается на вас. «Ты меня обидел, ты сделал мне очень больно…» Главное – говорите, что происходит с вами, как вы себя чувствуете, когда видите своего пьяного сына, мужа, друга… Вы подавлены, вы лишены радости, у вас болит сердце (исключите фразу – «мне тебя жалко!» – это пустые эмоции).

Большинство людей, которые пьют, очень совестливы, только в пьяном состоянии их совесть засыпает, в трезвом – до нее можно достучаться.

Сменить акценты

Наверняка невозможно исцеление без изменения отношения алкоголика к своей жизни – ко многим ее сторонам и аспектам. Нужны смены приоритетов.

Например, человек стал пить из-за краха в карьере: уволили с работы, он потерял хорошую должность, большой оклад, уважение коллег и подчиненных. Из-за этого стал сильно выпивать.

Если он вылечится, и при этом работа по-прежнему останется для него «камнем преткновения», – это очередной повод для срыва. Нужно поменять вектор ценностей. Как это сделать? Поможет опытный психотерапевт.

Главное – не бояться искать помощи!

Благодарим за помощь в подготовке материала ассистента кафедры психиатрии и наркологии Белорусской медицинской академии последипломного образования Алексея Алексеевича АЛЕКСАНДРОВА.

По информации «Интерфакс-Запад»